Е.А.Сорокина. Современная семья и социальная политика шведского государства.
Е.А.Сорокина — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИЭА РАН, специалист по социальной антропологии Швеции.
Современная семья и социальная политика шведского государства.[*]
Положение семьи, детей и женщин, связанный с этим комплекс разнообразных социальных задач представляют собой достоверный показатель уровня социального, экономического и политического развития той или иной страны. Гражданское общество любой страны проявляет себя активнее и ярче в своих реакциях и дискуссиях с представителями государства, когда это государство действует активно и внятно в реализации своей социальной политики. Важным маркером является соответствие этой политики уровню ожиданий социума, и то, в какой степени социальная политика доходит до конкретной семьи и до детей в школах, детских садах. Именно социальная проблематика, поиск и осуществление решений самых разных социальных задач, осуществление так называемой «семейной политики» являлись важным элементом успешного функционирования так называемой «шведской модели» [Волков 2018, Плевако 2018].
На протяжении многих последних десятилетий общественное мнение Швеции оказывает важное влияние на формирование и практическую реализацию социально-экономической политики властей. В стране действует практика проведения широких общественных обсуждений в прессе (зачастую еще на этапе представления и разработки идей) различных проектов и предложений, имеющих отношение к социальной сфере и решению актуальных для граждан вопросов. Результаты таких широких общественных обсуждений могут становиться основанием для вполне конкретных политических решений властей в сфере социальной политики правительства. Подчеркнем, что в таких широких общественных обсуждениях смогут принимать участие как непосредственно журналисты и простые граждане, так политические и общественные деятели страны. Такие обсуждения различных проектов и проблем ведутся на электронных страницах газет и журналов, в социальных сетях. Прежде журналисты и участники различных общественных слушаний и дискуссий делали свои публикации исключительно в газетах [Мисгельд 2001]. Из таких крупных общественных дискуссий и обсуждений самого последнего времени можно вспомнить, к примеру, активное обсуждение на страницах газет и в соцсетях сторонниками и противниками мягкую шведскую тактику борьбы с эпидемией Коронавируса.
В контексте общественно-социальных дискуссий нельзя обойти вниманием таких известных шведок- общественных деятелей ХХ века как, к примеру, Эва Муберг, Альва Мюрдаль. [Павлова 2003: гл.3]. Одной из актуальных тем для Швеции на протяжении середины и второй половины прошлого века была демографическая проблема и падение количества населения в стране. Обсуждению темы народонаселения Э.Муберг (Eva Moberg) и А.Мюрдаль (Alva Myrdal) посвятили свои многие публикации. На протяжении конца ХIХ — начала ХХ веков из Швеции в поисках работы и лучшей жизни эмигрировало более 1млн. человек. Задачи репродуктивного роста и увеличения численности населения Швеции стали, таким образом, чрезвычайно актуальными и востребованными в шведском обществе того времени [Сорокина 2021]. Темы увеличения роста рождаемости и введения различных мер социальной поддержки, адресованных молодым матерям и семьям с детьми, привлекали внимание общества и журналистов.
Именно в социально-экономическом контексте семья представляет собой важный элемент всей общей общественно-политической структуры страны. Проблемы и задачи увеличения численности народонаселения, роста рождаемости попали в фокус общественных дискуссий в достаточно непростые в демографическом смысле, периоды жизни шведского общества. Впервые они были начаты еще в конце 1930-х годов. В связи с демографическим спадом и падением рождаемости в 1950-1960-е годы общество и пресса опять вернулись к обсуждению демографических проблем. По ходу дискуссии о положении молодых матерей стало ясно, что требуется разрабатывать и осуществлять более значительные меры и по изменению положения женщин в семье и обществе [Hirdman]. Первоначально именно тогда, в ходе общественных дискуссий и слушаний, возникали предложения о необходимости привлечения и отцов к воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. В наши дни уже стало обычной и привычной практикой шведской жизни молодые папы с детьми, берущие «родительский» отпуск.
Изменение гендерных стереотипов и, как следствие, гендерных ролей в современном шведском обществе свидетельствует о происходящих в современном мире социальных, экономических и, возможно, психологических переменах. Исторически можно говорить о том, что четкое гендерное разделение ролей мужчины и женщины не только внутри семьи, но и во «внешнем» (по отношению к семье) мире, стимулировало формирование семьи нуклеарного типа, типичной уже для капиталистического общества. С появлением традиций разделения оплачиваемой (на рынке труда и вне рамок семьи) работы для мужчины – отца семейства и бесплатного домашнего труда женщины-матери (по ведению домашнего хозяйства осуществлению домашней работы и воспитанию детей) стала формироваться семья, типичная для капиталистической эпохи. Мужчина традиционно ориентирован на внешний мир и внешнюю среду, а женщина – занята исключительно внутрисемейными задачами и проблемами. Таким образом сложилась традиционная для капиталистической эпохи семья, существующая в определенных социально-экономических условиях. Вместе с изменениями, происходившими не только в Швеции, общества и экономики в первой половины ХХ века, стала меняться и вся социальная структура, в том числе и структура рынка рабочей силы.
В связи с бурным ростом шведской экономики и промышленности (особенно с середины ХХ века) шведской экономике все больше требовались новые рабочие руки. Резерв таких рук можно было найти в лице женщин, которые традиционно находились дома и занимались только домашним хозяйством и детьми. Но для того, чтобы эти женщины смогли выйти на рынок труда и рабочей силы было необходимо решить насущные задачи – создать систему ухода за детьми и пожилыми — детские сады и специализированные интернаты для пожилых. Были реализованы и новые возможности для муниципальных детских садов, которые начали принимать детей уже с конца первого года жизни ребенка. В наши дни в группе детского садика, как правило, работают 2 воспитателя на 15 детей, что позволяет уделять достаточное внимание всем детям.
Государство в эти годы стало регулярно выплачивать пособия на детей и в связи с беременностью, помогать с организацией ухода за детьми и пожилыми людьми, и женщины получили возможность выйти на рынок труда, начать трудиться и получать заработную плату за свой труд. Государственная социальная политика, ориентированная на оказание поддержки семье и детям, имела явные позитивные результаты. Развитие широкой системы детских дошкольных и школьных учреждений и так называемых досуговых центров дало возможности для решения целого комплекса проблем, возникших на протяжении 1960-1970-х годов. Активизации рынка наемного труда и трудовых ресурсов произошла вследствие создания широкой системы общественных детских садов и яслей произошла в эти же годы. Они начали появляться в различных районах шведских городов и населенных пунктов. Посещали такие ясли и детские сады дети из самых разных социальных слоев, в том числе и из обеспеченных семей, а позднее – также и из семей мигрантов. У властей и работодателей присутствовало понимание того, что первоначальное воспитание детей должно происходить в рамках семьи. Именно дома, в семье, детей знакомят с традициями и правилами жизни, а в детском саду происходит развитие этого направления. Здесь же, в детском саду, дети могут получать и первые навыки самостоятельной жизни.
При изучении многочисленных материалов общественных обсуждений, различных документов и прессы соответствующих лет становится очевидным, что так называемая «семейная» политика (familjepolitik), осуществляемая шведскими социал-демократами, находящимися у власти (с перерывами) с 1932 года, представляет собой чрезвычайно важный и существенный элемент всей шведской социально-экономической и политической модели, которую создавали, разрабатывали и осуществляли социал-демократические правительства Швеции. И многие конкретные характерные черты эта «семейная» политика приобрела именно благодаря активным и многочисленным публичным дебатам в шведском обществе. Еще в 1930-е годы государственная политика, направленная на решение различных вопросов, касающихся оказания поддержки семьям с детьми, молодым матерям, и получила такое название – «семейная» политика (familjepolitik).
Содействие успешному выполнению родительских обязанностей становилось со стороны государства важной, в том числе и государственной, задачей. И для ее решения привлекались и работодатели, и сами родители, которые зачастую являлись и наемными работниками на рынке труда. Государство в широком смысле (в лице парламента, органов муниципальной власти и прочих акторов власти) является активным действующим лицом и организатором социальной системы страны. Перераспределение государственных доходов, как известно, происходит через системы налогов и социальных выплат, через сформированные социальные статьи муниципальных бюджетов, выплаты страховых, пенсионных фондов. Власти страны принимали различные постановления и законы, которые могли оказывать достаточно существенное воздействие на быт и существование семьи. В сферу общественных услуг, находившуюся в ведении государства, входят детские дошкольные учреждения, система государственных интернатов по уходу за пожилыми людьми, вопросы социального страхования.
Все структуры, входящие в социальную систему страны, занимаются задачами реализации декларированных социальных программ, что предполагает согласованную деятельность различных органов и ведомств, включая министерство финансов, иные департаменты и службы, что необходимо для достижения консолидированных результатов. Это система социального страхования (Försäkringskassa или Государственная страховая касса), система медицинского обеспечения всех граждан страны и система социального ухода и патронажа за пожилыми людьми (Svenska Hälso- och Socialdepartament, министерство здравоохранения и социальных дел), система обеспечения ухода за детьми в детских садиках и школах, а также в различных досуговых центрах (Svenska Utbildnings- och forskningsdepartementet, Министерство образования и исследований Швеции).
Важное значение для успешной реализации правительственной «семейной» политики имеют вопросы выплат пособий и реализация различных льгот для семей с детьми. Так называемые «детские» пособия адресованы все детям, даже не имеющим шведского гражданства, и выплачиваются до достижения ими 16 лет. Детские сады и школы – практически бесплатны для родителей. В детских садах возможна минимальная, чисто символическая оплата в случае каких-либо дополнительных кружков. Школьное обучение и питание в школах – бесплатны для детей и их родителей. Любая городская инфраструктура рассчитана на то, чтобы дети или инвалиды могли бы беспрепятственно ею пользоваться. В крупных городах страны родители с детскими колясками могут не платить за проезд в общественном транспорте. Почти все медицинские услуги – для детей и подростков — бесплатны.
Действующая в стране система так называемого «родительского» страхования предполагает равную ответственность обоих родителей за ребенка, что означает на практике равные возможности для пап и мам – от права использовать декретный отпуск обоими родителями до законодательно разрешенного сокращенного рабочего дня для родителей, имеющих маленьких детей. Обратим внимание на то, что политика гендерного равенства, осуществляемая в Швеции, имеет отношение не только к экономической сфере, к рынку труда и трудовых отношений (1980 год был принят «Акт о равных возможностях»), но и к социальной сфере. Первые «симптомы» такой политики наметились довольно давно. Так, еще в середине тех же 1970-х годов в Швеции было одобрено использование противозачаточных таблеток и разрешены аборты (1975 год), что давало женщинам свободу самостоятельного выбора в решении репродуктивных проблем. В конце 1970-х годов государство приняло решение о предоставлении отцам оплачиваемого «родительского» отпуска после рождения ребенка, а с 1994 года определенная часть такого отпуска закреплялась непосредственно за отцом (без права передачи). С конца 1970-х годов родители маленьких детей (до 8 лет) получили право на сокращенный 6-часовой рабочий день [Липасова].
Сейчас молодым родителям полагается оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком размером 480 рабочих дней, который можно поделить поровну между родителями. В последние годы существует обязательная часть отпуска (90 дней) который каждый родитель обязан взять и не может ее передать (или эти деньги пропадут!). Находясь в таком «родительском» отпуске, родитель может получать в течение года пособие в размере до 80% от своей обычной заработной платы (за последний год) в дополнение к выплатам из государственной страховой кассы. Для этого родитель должен иметь работу, быть застрахованным и проживать в Швеции не менее 12 месяцев к моменту рождения ребенка. Если же человек не работал, не был застрахован, то он получает только выплаты из государственной страховой кассы.
По мнению ряда исследователей такая социальная политика по продвижению так называемого активного «отцовства» становится все более востребована и популярна у так называемого среднего класса. Его представители, как правило, люди с высшим образованием, которые могут работать удаленно, находясь дома. И отсутствие на рабочем месте не сильно меняет их финансовое положение. О рабочих специальностях нельзя сказать того же.
Принимаемые шведскими властями меры по оказанию мер поддержки семьям с детьми создают родителям возможности для того, чтобы они могли заниматься и проводить как можно больше времени со своими малолетними чадами. К позитивным последствиям такой активной государственной семейной политики можно отнести и то, что на протяжении последних лет по уровню рождаемости (в среднем два ребенка на семью) Швеция находится в верхних строчках рейтингов [Living conditions: 9].
Обратим внимание еще на детали «семейной» политики шведского государства. Ее реализация тесно связана с гендерными вопросами, с политикой равенства полов в различных сферах жизни семьи и общества. Равноправие полов расценивается не только как равенство прав, но и как равенство обязанностей, как равная ответственность супругов и родителей по отношению к детям и семье. Здесь важное значение имеет практика применения уже упоминавшегося «родительского страхования» (föräldraförsäkring), которое дает возможность отцам принимать активное участие в уходе и воспитании ребенка с самого момента рождения ребенка. Эта возможность гарантирована шведским законодательством, в котором зафиксировано право отцов на обязательный отпуск по уходу за ребенком и на ряд льгот. Исследователи отмечают, что на протяжении последних лет шведские отцы стали больше времени проводить с детьми и чаще участвовать в домашних делах. Еще относительно недавно – до начала 2000-х годов – далеко не все молодые папы хотели использовать полагающийся по закону «отцовский отпуск» в связи с рождением ребенка. На протяжении последних лет около 30% молодых отцов стали брать эти отпуска именно для того, чтобы находиться дома со своим новорожденным ребенком [Living conditions: 74].
В Швеции существуют различные виды детских учреждений: государственные и частные, муниципальные и церковные детские садики, действуют также группы продленного дня в школах, работают досуговые центры, но две последних категории, как правило, предназначены для детей постарше. Система таких учреждений позволяет детям самого разного возраста не только обучаться, но и получать различные практические навыки и знания, что в целом способствует успешной социализации ребенка в обществе. Дети, посещающие детские сады и группы продленного дня в школах, досуговые центры, более успешно социализируются по сравнению с детьми, воспитывающимися только в семье [Ty makten är din:21]. Пользоваться детскими садами, досуговыми центрами, группами продленного дня могут все дети, проживающие в Швеции, независимо от социального и материального положения родителей. Дети мигрантов, не имеющие шведского гражданства, также имеют на это право [Сорокина 2018:552]. Зачастую и сами родители могут принимать участие в работе таких учреждений для детей. Социальными последствиями такой государственной семейной политики является то, что дети из разных семей и различных социальных слоев получают равные стартовые возможности для будущей жизни. Это, безусловно, важно, в первую очередь, для детей мигрантов или как их нередко называют «новых шведов».
Основная масса детей в Швеции в возрасте от года до 6 лет посещает детские сады хотя бы на несколько часов в день. Родители понимают, что дошкольное образование в детских садиках – это начальная ступень общего образования. Уже в этом звене дошкольного образования детей начинают знакомить с различными общественными понятиями и ценностями, такими, к примеру, как терпимость и уважение к другим, гендерное равенство. Практические результаты такого воспитания можно увидеть уже и в том, что современные молодые шведские отцы, которые сами прошли эту «школу жизни», значительно охотнее и чаще (по сравнению со своими ровесниками из других стран) остаются дома с маленькими детьми, принимают участие в повседневных бытовых делах и ухаживают за маленькими детьми [Living conditions:11].
Важную роль в социализации детей играет школа и существующие там программы обучения, которые подготавливают детей к будущей жизни. Дети именно в школе приобретают навыки формирования и использования семейного бюджета, узнают основы ведения домашнего хозяйства и родительского ухода за детьми (как, например, пеленать малыша). Такие школьные программы способствуют формированию у детей отношения к будущей семейной жизни как равноценной ответственности каждого из родителей за будущую семью и детей. Существующая в Швеции система предусматривает различные виды и уровни общеобразовательной подготовки детей, которые зависят от возраста, потребностей и индивидуальных возможностей детей. Задачи и программы дошкольного образования, девятилетнего курса обязательного школьного образования и полного гимназического курса, а также школьных групп продленного дня установлены риксдагом Швеции в законе об образовании Skollagen [2010 год].
Достижение целей гендерного паритета, равенства мужчин и женщин как в семье (равные родительские и семейные обязанности), так и на рынке труда, решались практически параллельно. Гендерная политика равенства полов расценивалась как важная часть общей социально-экономической политики, нацеленной на достижение в обществе консенсуса в области занятости, уровне зарплаты и распределении доходов всех участников рынка труда. В течение последних десятилетий на шведском рынке труда фиксируется практически равное количество трудящихся женщин и мужчин: около 80% женщин и 84% мужчин трудоспособного возраста (от 20 до 64 лет) работают по найму. Отмечаются некоторые колебания уровня занятости по различным отраслям производства (отрасли с преимущественно мужским или женским трудом) [På tal om kvinnor och män: 11]. Существуют определенные особенности структуры распределения трудящихся мужчин и женщин и по различным секторам экономики (общественный и частный сектора экономики). В общественном секторе работает 51% женщин трудоспособного возраста и только 19 % мужчин. В частном же иная пропорция – 81 % мужчин и 49 % женщин от общего числа работающих [På tal om kvinnor och män:3].
Наиболее традиционные и типичные рабочие места для женщин на рынке труда находятся в государственном секторе, где существует, как правило, более низкая заработная плата по сравнению со сферой частного бизнеса. Это, к примеру, работа в интернатах для пожилых. Матери малолетних детей нередко пользуются своим правом на неполный рабочий день, что, до некоторой степени, также может влиять на уровень зарплаты. Также отмечались и иные тенденции имеющие влияние на уровень средней заработной платы, как, скажем, снижение числа женщин-владелиц частных предприятий и женщин-руководителей. Именно в противостоянии государственного, общественного, и частного секторов некоторые исследователи и видят в будущем возможные источники гендерных конфликтов [Borevi, Välfärdedens förutsättningar] .
Обратим внимание и на несколько иные (достаточно неожиданные) последствия шведской государственной социальной политики. Так, различные меры социальной поддержки со стороны государства достигли в наше время такого уровня, что женщинам (в том числе и матерям) и, зачастую, молодым людям из наименее благополучных слоев общества (главным образом, речь идет о мигрантах и некоторой части «новых шведов», т.е.тех, кто получил официальные документы на проживание в Швеции) уже не надо искать заработок для того, чтобы содержать себя и семью. Получаемые от государства социальные пособия, и на оплату жилья, и полностью покрывают их ежедневные потребности [Павлова:157; Сорокина 2018:553]. Нередко отмечают, что такие люди не ищут работу, не участвуют в общественной жизни, а живут исключительно на социальное пособие. Дети из таких семей могут даже не посещать детские садики и школу, оставаясь только в рамках своей семьи и своего района проживания, как правило, этнического анклава. Очевидно, что социализация этих детей имеет свои особенности и сложности. Сложившееся положение дел начинает вызывать все большее недовольство в обществе и привлекать широкое общественное внимание к обсуждению и поиску решений этих проблем. Все граждане страны, а также те, кто находится легально в Швеции (имеет официальные разрешения шведских властей на пребывание), имеют равные права на работу, обучение, социальную защиту, медицинское и социальное обеспечение. Все проживающие в стране взрослые и дети (независимо от типа и состава семьи) имеют право пользоваться общественными социальными благами [Borevi, Välfärdedens förutsättningar].
Обратим внимание на то, что существующие по сей день многочисленные государственные социальные программы формировались десятилетия назад и в иных экономических условиях, в период экономического расцвета. Государственная семейная политика в Швеции приобретала свои характерные черты в то время, когда экономика и промышленное производство Швеции было на подъеме (послевоенный период и вторая половина прошлого века). В то время в Швеции существовала практически полная занятость трудоспособного населения страны, шли крупные налоговые поступления от занятых на рынке труда, от промышленного производства, бизнеса в целом. В то время не было (и даже не намечался) последующий миграционный взрыв подобный тому, который Швеция испытала в 2015-2016 годах.
На протяжении последних лет экономические затруднения, рост безработицы отмечаются не только в Швеции, но практически во всех странах мира. Одним из последствий этих явлений, помимо некоторого падения производства и роста безработицы, является тенденция сокращений государственных социальных и коммунальных (муниципальных) расходов и различных социальных программ.
Существует еще одна сторона существования семьи, о которой необходимо сказать. Помимо вопросов обеспечения интересов детей, для чего существуют различные социальные программы, школьная образовательная система и много иных преференций, существуют и проблемы самих родителей. Надо отметить, для современной Швеции, равно как для многих других промышленно развитых стран, весьма актуальной является проблема увеличения количества разводов. Это означает также, что растет число неполных семей (ofullständiga familjer), состоящих из родителей-одиночек (singeföräldrar) с детьми. Увеличивается также и количество повторных браков (omgifte) и, соответственно, семей (styvfamiljer) со сводными братьями и сестрами (styvbröder, styvsystrar) и приемными родителями. Общество в наши дни абсолютно спокойно воспринимает неполные семьи. Количественное увеличение разводов и повторных браков – это оборотная сторона происходящих в современном обществе социально-экономических и также психологических процессов.
Следствием довольно радикальных изменений самого общества стало широкое распространение в повседневной жизни новых форм брака и связанного с этим изменение репродуктивного поведения женщин. Широкое распространение получила такая форма семьи как совместное (неоформленное в юридическом смысле) проживание. И такая форма семьи получила название samboende (буквально: совместное проживание или сожительство) или сокращенно sambo. Важным условием для распространения в обществе такой формы семьи было принятие на протяжении ряда лет различных законов, которые уравнивали во всех правах (в том числе и наследственных) детей, рожденных как в традиционных браках, так и в браках sambo. Дети рожденные в такого рода союзах получали в юридическом смысле равные права во всех вопросах и становились такими же полноправными наследниками, как и дети, рожденные в юридически оформленном браке. Женщины, состоящие в браках sambo, пользовались всеми теми же правами и возможностями, что и женщины, состоящие в оформленных юридически браках (Agell et al. 1993: 132, 140).
Современная разведенная женщина, в том числе и с детьми, может существовать экономически независимо и стабильно, имея работу и получая социальную помощь от государства. В наши дни четверо из пяти детей (или около 1.5млн. детей) в возрасте до 17 лет живут с обоими биологическими родителями. А каждый пятый ребенок живет только с одним из своих родных родителей. Увеличилось и количество матерей-одиночек, никогда не состоявших в браке. Около 16% детей (или около 300тыс.) живет с одним из родителей, разведенным и не состоящим в данный момент в другом браке [Barn idag:34].
На протяжении последних лет становится все более распространенным и феномен «отложенного материнства». Молодые женщины возрасте, как правило, до 30 лет энергично работают, строят карьеру, и только потом рожают детей, в более позднем (по сравнению со своими матерями) возрасте. [Borevi K.] Обратим внимание также на то, что увеличивается число детей, у которых один из родителей или оба — не шведы, а иммигранты, которые родились заграницей. Таких детей около 450 тыс. или около четверти (точнее 23%) от общего количества детей в стране [Barn idag:34].
Существующая в шведском обществе концепция гендерного баланса предполагает для женщин равную с мужчинами оплату труда, возможности реализации женщинами права собственного профессионального выбора и выбора в социальной и семейной жизни, равномерного распределения времени, затрачиваемого на домашний труд. Важным для женщин является то, что они сами имеют право определять свое репродуктивное поведение и таким образом корректировать свою личную жизнь и личные перспективы.
Гендерная и семейная политика современной Швеции демонстрирует, что существующее положение женщин и детей, отношение к семье является свидетельством общего уровня развития общества. Обеспечение процесса развития гендерного равенства, которое характерно для шведских семьи и общества, становятся возможными только при наличии необходимых и достаточных социально-экономических условий. Активное вовлечение женщин на рынок наемного труда, рост рождаемости, статус женщин в обществе – это все является свидетельствами постепенного продвижения общества по пути достижения гендерного паритета. И это стало возможным в результате осуществляемой в Швеции на протяжении уже многих десятилетий социальной, жилищной, «семейной» политики. Тем не менее, продолжают существовать и социальные противоречия и конфликты, связанные с рядом факторов, в том числе со столкновением различных культур (мигрантов и принимающего общества).
На примерах изменения положения женщин и семьи в Швеции в целом можно видеть и некоторые изменения существующей шкалы традиционных ценностей. Традиционно в прошлом внимание и усилия женщин были сосредоточены в основном на приватной, семейной сфере жизни, на доме, детях. Для современных женщин, трудящихся матерей, становятся все более важными и участие в общественной жизни, в различных активностях и общественных мероприятиях. И это является том числе результатом осуществляемой государством социально-экономической политики, что активизирует интерес и внимание к общественным проблемам и процессам, проходящим в рамках шведского общества.
Шведский опыт в области оказания помощи и поддержки семье и детям представляется весьма ценным, интересным и актуальным. Школьное образование готовит молодых людей и девушек к самостоятельной жизни и участию на рынке труда. Понятно, что социализация не является автоматическим процессом для молодых людей, выходящих в самостоятельную жизнь. Многое обусловлено целым рядом факторов, в числе которых качество, структура и уровень потребления социальных благ, и степень возможного участия в их создании. Успешная социальная интеграция молодежи способствует, в свою очередь, поступательному экономическому развитию общества, а развитие социальных институтов содействует развитию всего гражданского общества.
Библиография
Волков А.М. Трансформация шведской модели // Международная экономика. 2014. № 7. С. 39 – 48.
Мисгельд, К., Мулин, К., Омарк, К. Создавая социальную демократию: 100 лет социал-демократической рабочей партии Швеции, М.: Весь мир, 2001.
Липасова А.Н. Отцовство в гендерных режимах разных стран.// Женщина в российском обществе. 2016. №2 (79).С.34-47. DOI:10.21064/WinRS.2016.2.4
Павлова А.Н. «Семейная политика Швеции в 1960-70-е годы» «Северная Европа» вып.4, М., Наука, 2003.
Плевако Н.С. Шведская модель: настоящее и будущее. //Северная Европа. Проблемы истории. /M., Наука, 2015. С. 5-21.
Религия и церковь Швеции. От эпохи викингов до начала ХХ1 века.. Отв.ред. Чернышева О.В. Москва, Наука. 2015.
Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. М., Весь мир.. 2001.
Сорокина Е. А. Некоторые современные реалии повседневной жизни Швеции // Частное и общественное в повседневной жизни населения России. Сборник материалов международной научной конференции / Под общ. ред. В. А. Веременко, отв. ред. С. В. Степанов. Т. 3. СПб, 2018. С. 549–554.
Сорокина Е.А. Репродуктивные права шведских женщин: трансформация на протяжении столетия.// журнал Медицинская антропология и биоэтика. №1 (2021) 2021. DOI: https://doi.org/10.33876/2224-9680/2021-1-21/03.
Agell, A., Arve-Parès, B., Björnberg, U. (eds.) (1993) Modern familjeliv och familjeseparationer, Stockholm: Socialvetenskapliga forskningsrådet.
Barn idag. Stockholm,1996.
Borevi K. Väldfärdsstaten i det mångkulturella samhället. Uppsala,2002.
Kälvemark, A.-S. Kommer familjen att överleva? Historiska aspekter påäktenskap och familj i det svenska smahället, Den utSatta familjen: liv, arbete och samlevnad i olika nordiska miljöer under de senaste ivåhundra åren, Norman, H. (ed.), Stockholm: LT., 1983.
Välfärdedens förutsättningar. Arbetsmarknad, demogragi och segregation. Stockholm, 2000.
Facts sheets on Sweden. Stockholm, 2000.
Living conditions. Örebro,1995.
Moberg Eva.Women’s two roles. Home and work. London, 1968.
Myrdal Alva. Nation and Family. The Swedish Experiment in democratic family and population policy, 1941.
Myrdal Alva. Women’s Two Roles. Home and Work, 1956.
På tal om kvinnor och män. SCB, Stockholm, 2004
Ty makten är din.Stockholm, 1998.
[*] Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН «Многообразие культур и стратегии развития. Институты и управление в полиэтничных обществах. Европейский образ жизни в диалоге культур».