Миграции в современном мире
Европа перед лицом миграционного кризиса (2015-17 гг.): этнокультурные и политические аспекты.
Миграционный кризис 2015-17 гг. как цунами прокатился по Европе. В сводках новостей чуть не ежедневно мы слышали о походе десятков, сотен тысяч людей, вплавь, пешком, другими путями пересекавшими Европу с востока и юга на запад и северо-запад.
Большинство мигрантов, прибыли в Европу из стран мусульманского Востока. Некогда европейцы шли на Восток, теперь «Восток пришел в Европу».
Заметим, что разные государства Европы сыграли разную роль в событиях кризиса. Какие-то из них оказались странами первичного приема и транзита, а какие-то – странами «назначения». Некоторые приняли очень значительное число беженцев, участие других свелась к роли «созерцателей», затронутых кризисом лишь незначительно. Где-то население проявило себя весьма гостеприимно по отношению к вновь прибывшим, а где-то – по-иному.
Волну беженцев сопровождали шок, целый спектр эмоций со стороны местного населения. Пресса весьма ярко освещала истории приема беженцев, их встречи с Европой, включая реалии лагерей и центров приема беженцев, работу волонтеров, одиночек-энтузиастов и международных организаций, волну прокатившихся терактов. Последовали разногласия в ЕС по вопросам приема и квот мигрантов, выделилась позиция «протестантов» Вишеградской группы, возведения приграничных «стены» и временные закрытия границ странами ЕС. Менялось европейское законодательство по вопросам иммиграции, накалялись общественные и политические дискуссии по миграционному вопросу, и т.д. Эти непростые процессы вызвали усиление настроений правого толка, появление новых партий и сил.
Все это — лишь часть проявлений кризиса, которые можно отметить в событиях, фактах, цифрах. Однако миграционный кризис повлиял и на менее видимые процессы внутри самих европейских обществ, затрагивающие порой их сущностные, идеологические основы.
Каково реальное влияние массового притока мигрантов на демографические, экономические характеристики Европы, ее культурный и конфессиональный облик?
Насколько существенны связанные с ним изменения, какой готова и не готова стать Европа? Что означает для континента, чья культура на протяжении полутора тысяч лет опиралась на идеи христианства, массовый приток представителей иной мировой религии? Как этот процесс выглядит в условиях продолжающейся дехристианизации европейского населения?
Ощущают ли сами европейцы эти и другие перемены, связанные со столь значительным миграционным притоком? Как это соотносится с их идентичностью, как это влияет на европейскую и национальную самоидентификацию?
В 2018 г. поток беженцев заметно сократился. Кажется, с этим прекратился и сам миграционный кризис. Однако, остаются вопросы: прекратился ли он, если его причины в местах исхода не исчезли? Была ли прокатившаяся волна единовременной, или массовый приток мигрантов носит перманентный характер, а в будущем не исключены повторения, подобные волне 2015 г.? И, наконец, прошел ли этот кризис бесследно, «переварила» ли его Европа? Какие последствия имеет он может иметь для континента? Осмыслению этих непростых вопросов и посвятили свои исследования авторы настоящего номера. Отличительной чертой предлагаемого выпуска является то, что авторы уделяют внимание не только обстоятельствам самого кризиса, но анализируют его последствия/результаты с этнической и этно-культурной точек зрения. Сделать это непросто в силу ряда обстоятельств. Тем не менее, мы надеемся внести наш посильный вклад в осмысление столь важных для судьбы Европы процессов.