Просмотр по

Е.А.Сорокина Миграционный кризис и его последствия в Швеции: некоторые реалии.

Елена Анатольевна Сорокина — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии РАН , e-mail: 119019@mail.ru

*Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН «Многообразие культур и стратегии развития. Институты и управление в полиэтничных обществах. Европейский образ жизни в диалоге культур».

В период обострения миграционного кризиса в 2015 году и позднее Швеция приняла, обеспечила и обустроила наибольшее количество беженцев по сравнению с другими европейскими странами. Безусловно, большую роль  в этом помимо экономических предпосылок и возможностей страны сыграли личностные черты шведов. Надо отметить добросердечные и искренние настроения всего общества и морально-этические установки шведов с их искренним стремлением оказать помощь нуждающимся в ней. На протяжении многих десятилетий шведское общество существует и развивается в определенной парадигме, получившей название «шведская модель». Первоначально экономические и социально-политические элементы этой модели развития были намечены  и разработаны еще в 1930-е годы социал-демократами. Основные принципы «шведской модели», для которой важны государственное регулирование, рыночные отношения, принцип достижения и реализации консенсуса шведского общества – в той или иной степени работают и сейчас. Отличительными особенностями также являются такие актуальные аспекты как применение важных принципов на практике – это социальная ориентированность экономики и административного ресурса, отработанная и четко функционирующая социально-правовая система, максимальная занятость населения на рынке труда, гибкая система социального страхования и в основе – высокие (до 60%) налоги. (Плевако 2015:3)

Важнейшим элементом этой системы является то, что заложен принцип  перераспределения государственных (налоговых) доходов – пока граждане работают, они платят довольно высокие налоги. Как только люди уходят  на пенсию, они начинают получать достаточно высокие пенсии, ряд иных социальных преференций, а также возможности воспользоваться системой социального ухода. Помимо всего прочего в стране осуществляется четкая и стройная система по оказанию различных социальных услуг населению. В стране существуют бесплатная система медицинского обслуживания и здравоохранения, работает надежная система социального и пенсионного обеспечения, обязательное бесплатное  среднее (до гимназии) школьное и бесплатное высшее образование. Также функционирует сильная и действенная система социального страхования, действие которой распространяется на всех легальных жителей страны (не обязательно являющихся шведскими гражданами).

В современном контексте мировой экономической, политической и военной турбулентности, особенно с 2015-2016 годов, значительно выросли миграционные потоки и увеличилось количество беженцев во всей Европе. Швеция как страна возможного пребывания привлекает многих беженцев и мигрантов из самых разных регионов мира, благодаря существующим здесь перспективам для будущей жизни и хорошему социальному обеспечению. Возросшие на протяжении последних лет миграционные потоки являются реакцией населения бедных стран на тяжелое социально-экономическое положение, политическую неустойчивость, а в ряде случаев — отражением последствий пошлых колониальных захватов.

Особенно значительным такой рост количества мигрантов и беженцев был на протяжении последних 5 лет после известного европейского миграционного кризиса 2015 года. Швеция принимает беженцев из многих стран и регионов — значительный поток мигрантов поступал из неспокойных регионов Азии,  Ближнего Востока, Африки. Наибольшее количество беженцев в последние годы прибывает в Швецию из Сирии, Эритреи, Афганистана. В среднем на протяжении последних двух-трех лет Швеция ежегодно принимает более 20 000 человек. (Sverige i siffror)

В 2015-2016 годах было в страну въехало значительно большее количество беженцев. Но впоследствии, когда несколько изменились условия легализации и получения ими необходимых документов, количество  беженцев сократилось. Прием беженцев означает, что власти страны размещают и выделяют им жилье, выплачиваются социальные пособия и предоставляются возможности для бесплатного обучения шведскому языку и повышению образовательного уровня, другими словами — создаются все возможности для нормальной спокойной жизни вновь прибывшим. В Швеции беженцы, находящиеся  в ожидании рассмотрения властями своих обращений о предоставлении убежища и легализации, проживают в социальных домах и при полном обеспечении ежедневных потребностей, и  получают также на расходы в день около 2.5 евро (около 80 евро в месяц). (Каждый евро на счету..) Вновь прибывшие легализованные мигранты и беженцы (получившие документы и вид на жительство)  также имеют право на проживание в так называемых муниципальных социальных домах (бесплатных или с минимальной оплатой жилья). Это становится возможным при условии того, что они принимали предложения миграционной службы по месту расселения, а не выбирали сами. Также беженцы имеют право на получение социальных пособий и различных социальных гарантий от государства, бесплатного медицинского обслуживания, а их дети могут посещать детские сады и обучаться в школах наравне со шведскими детьми.

Мигранты и беженцы могут попадать в Швецию различными путями, как вполне официальными, так и нелегальными, в том числе на паромах из прибалтийских стран. Отмечались случаи, когда такие люди оформляли (зачастую в прибалтийских странах) гостевые или туристические визы. После прибытия в страну они здесь могли «раствориться» и продолжать жить по просроченным визам, нарушая административный режим (Gränspolisen: Allt fler företag).Такой морской путь используют, как уже отмечалось, главным образом  мигранты из Центральной Азии, направляясь в Стокгольм через балтийские порты. Разными путями они добираются до какого-либо государства Балтии, там запрашивают и получают туристическую визу. После приезда в Швецию они могут оставаться нелегально, без разрешения на пребывание и соответствующей регистрации в официальных органах. И такие явления вызывали беспокойство шведских властей и пограничной полиции (gränspolisen), которые пытались предпринимать меры, препятствующие нелегальному  проникновению мигрантов (по подложным документам или вообще без документов). (Sweden police created) Действовали специальные мобильные полицейские группы, которые должны были осуществлять контроль за прибытием беженцев и мигрантов в крупных шведских портах — Стокгольм, Карлсхамн, Карлскруна, Хельсинборг и некоторых других. В этих морских портах работают  паромные переправы из стран Балтии и туда прибывают суда с такими пассажирами.

В самом начале всплеска «миграционной» волны (в 2015 году и в начале 2016 года) всем вновь прибывшим шведские власти выдавали вид на жительство сроком  сразу на 3 года (с возможностью последующего продления), с оформлением соответствующих социальных выплат и гарантий и с правом воссоединения семей. Впоследствии власти несколько скорректировали миграционную политику таким образом, что разрешение на пребывание в стране стало выдаваться на меньший срок (только на год) и предполагалась возможность для воссоединения семей только близких прямых родственников.

В самом начале беспрецедентного наплыва потока мигрантов и беженцев, особенно в 2015 и 2016 годах, Швеция принимала и обустраивала значительно большее число людей – по некоторым свидетельствам – до 150 тыс.чел. в этот период (Sverige i siffror). Однако, далеко не все вновь прибывшие стали обращаться  в соответствующие инстанции за оформлением своего статуса и получением разрешений и документов на пребывание в стране. Задачи обеспечения приема и обустройства такой большой массы беженцев (как это было в 2015-2016 годах) оказалась очень непростой для страны.

Такие изменения в шведской миграционной политике объяснялись вполне конкретными обстоятельствами – расходы на обеспечение размещения, обустройства вновь прибывающих стало слишком значительными. На практике не существует и не делается никаких различий между шведскими гражданами и так называемыми «новыми шведами», которые пользуются возможностями комплекса социальной поддержки страны в полной мере.   Очевидно, что значительная  часть вновь прибывающих мигрантов стремится каким-либо образом социализироваться в новом для себя обществе: дети ходят в шведские детские сады и школы. Многие из вновь прибывающих (особенно дети в садиках и школах) успешно осваивают шведский язык.

Необходимость организации приема, размещения, обустройства и, что не менее важно, оказанию помощи в первичной адаптации вновь прибывающим мигрантам и беженцам, представляет сложную и серьезную задачу как для шведских властей, так и для них самих. Власти разного уровня предпринимают значительные практические усилия по решению такого рода  задач. Однако существует и другая, не менее важная, сторона этой проблемы. Для успешной интеграции те иммигранты, которые получили разрешения на легальное пребывание в Швеции, должны сами иметь желание обустроиться в новой для себя стране и начать здесь жить по шведским законам, в том числе и принимать участие на рынке труда. К сожалению, реальность далеко не всегда соответствует ожиданиям прибывающих иммигрантов, различных внештатных ситуаций возникает немало. Например, среди вновь прибывших мигрантов нередко оказываются такие молодые люди, которые сильно занижают свой возраст, утверждая, что им  15 лет и меньше, хотя в реальности они значительно старше. Миграционные власти сами не имеют возможности проверить достоверность этой информации (нередко никаких документов не имеется и все записывается со слов прибываюших). Отмечаются случаи, когда такие великовозрастные «беженцы» не хотят  изучать язык, работать и вообще  каким-либо образом интегрироваться в шведское общество. Они предпочитают иной выбор — жить на социальное пособие, ничего не делая и нигде не работая. В самом  негативном варианте такие крепкие молодые люди, находящиеся в чужой стране и чужом обществе, не знающие шведского языка и не имеющие часто ни образования, ни профессиональных навыков, ни желания учиться (хотя возможность получить все это бесплатно им предоставляется шведским государством в соответствии с социальными программами) могут начать участвовать в противоправных действиях и даже в этнических криминальных группировках (Sweden police created).

          В связи с увеличением числа различных противоправных  случаев для стабилизации и поддержания правопорядка, особенно в районах компактного проживания мигрантов, в ряде крупных городов (прежде всего Стокгольм, Гётеборг, Мальмё) было создано специальное подразделение в шведской полиции.  Конкретным поводом для его формирования (по сообщениям прессы — в 2019 году) послужил вооруженный конфликт между двумя наркогруппировками в  одном из эмигрантских районов  Мальмё. Тогда во время перестрелки погиб один молодой человек и пострадал второй (оба) — мигранты (Tyskarna undrar). Один из высокопоставленных полицейских чиновников тогда же заявил, что на протяжении 2019 года в стране произошло более 180 различных взрывов и около 30 человек погибло (Sweden police created). Все такого рода правонарушения отмечались в большинстве своем в эмигрантских анклавах крупных городов.

Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен тогда же, в ноябре 2019 года, признавал в своих многочисленных интервью и постах в социальных сетях, что, к сожалению, властям страны не удалось в полной мере справиться с проявлениями и последствиями различного рода насилия в стране. Премьер-министр отмечал, что сильно возросший миграционный поток затрудняет процесс успешной интеграции вновь прибывших мигрантов в шведском обществе. Стефан Лёвен также обратил внимание на  то, что число тех, кто не знает шведского языка и не изучает его, и тех, кто не работает и не участвует в жизни страны, к сожалению, не уменьшается, а даже возрастает. И, по его мнению, такие молодые люди, невостребованные и неустроенные в новом для себя шведском обществе, совсем не принимают участия, к сожалению, и в жизни страны. Они не чувствуют себя полноценной частью  шведского общества, что может способствовать тому, что некоторая часть таких молодых людей из вновь прибывших может «выталкиваться» в «теневую» сферу жизни. В таком контексте становится очевидным, что эта  проблема приобретает характер негативного социального явления. Такая мигрантская молодежь, которая  не видит и не понимает свое будущее,  по мнению специалистов и практиков, может достаточно легко и безответственно попадать в различные криминальные истории (Stefan Löven 19.11.19). И в этом контексте  особо важное значение приобретает практическая профилактическая работа различных  социальных служб страны для предотвращения возможных правонарушений со стороны мигрантской молодежи.

Подчеркнем, что шведское общество очень внимательно относятся к такой  проблеме как молодые мигранты и преступность. Так, к примеру, глава одного из полицейских участков в Гётеборге, в своем твитте написал, что на подведомственной территории по подозрению в различных кражах (велосипеды, сумки, компьютеры и прочее) были арестованы двое молодых  мужчин, не похожих на шведов и не принадлежащих к Швеции (другими словами — представителей мигрантстких слоев) (Рolischef skrev). Такая публикация заставила многих шведов достаточно резко отреагировать на это заявление как, по их мнению, потенциально расистское. Этот пример реакции общества наглядно демонстрирует то, что само общество, люди, настроены очень дружественно по отношению к мигрантам. Но, тем не менее, нельзя не отметить, что кредит доверия шведского общества в целом, шведов и их априорной доброжелательной расположенности к вновь прибывающим мигрантам может начать сокращаться. Свидетельством появления некоторых новых настроений в обществе является интервью  премьер-министра страны Стефана Лёвена (Löfvens vändning).

 По мере увеличения числа вновь прибывающих мигрантов проблема взаимодействия властей и «новых шведов» приобретает все более важное значение. О вероятной возможности обострения ситуации в ряде случаев свидетельствуют различные негативные события. Достаточно показательны те неправомерные выступления в Мальмё, которые  произошли в конце лета  2020 года. Поводом для всплеска криминальных действий стало демонстративное сжигание Корана в Мальме, которое осуществили датские экстремисты, приехавшие из материковой Европы через Эресундский мост. Это вызвало сильные волнения в Мальме, когда протестующие мусульмане стали жечь покрышки, громить автобусные остановки и фонарные столбы, разводить костры (De som ville provocera).

В шведском обществе широко обсуждаются проблемы роста преступности среди мигрантов. Звучат мнения, что просто расширением оказываемой мигрантам поддержки эти проблемы не решить. Необходимы иные меры, в том числе и профилактического характера, в районах компактного расселения мигрантов. Наиболее неблагополучными районами в этом смысле считаются некоторые районы Стокгольма, Гётеборга, Сёдертелье, Мальмё (здесь мигранты составляют чуть менее половины жителей), Ландскруна, Йончёпинг, некоторые другие.(Sverige ar en oas for kriminella klaner) Довольно значительные нарушения общественного порядка происходили осенью 2019 года, в конце лета 2020 года главным образом в таких городах как Мальмё,  Гётеборг, где проживает большое количество беженцев и мигрантов. Такое развитие событий ясно демонстрирует, что проблемы деятельности криминальных группировок в некоторых районах компактного расселения мигрантов  стоят очень остро. В Гётеборге, к примеру, отмечались случаи того, что некие люди в этих районах устанавливали незаконные преграды на дорогах (практически блокпосты), останавливали машины (Рlotsligt dok illegala vagsparrar). Представители местного сомалийского объединения  говорят о необходимости осуществления новых программ помощи и по поискам работы, и по изучению языка и, конечно, по борьбе с наркоманией (Jag vet folk som fatt…).   Проблемы распространения наркотиков в целом в стране и особенно в таких районах компактного расселения мигрантов представляет собой важнейшую проблему для властей (Tyskarna undrar..).

Власти страны понимают, что перед ними стоят серьезные задачи по более полноценной интеграции вновь прибывших мигрантов в шведское общество (Löfven: vi har för många misslyckanden om Sverige). В числе возможных причин неуспеха полномерной успешной интеграции отмечаются такие как существующие социальные разрывы между принимающим обществом и мигрантами, определенная сегрегация мигрантов. Сильно возросший поток внешней миграции создает большие сложности, которые пока не удается преодолеть и разрешить в полной мере.     В настоящее время с учетом уже полученного в стране опыта интеграции мигрантов становится все более  важным открыть для мигрантов больший доступа к рынку труда. В этой связи существует понимание того, что необходимо всячески совершенствовать возможности получения ими хорошего полноценного языкового и профессионального образования, а также общих  культурологических и обществоведческих знаний о Швеции. Но вместе с тем, шведские власти отмечают, что, к сожалению,  далеко не всегда удается обеспечить полноценную интеграцию мигрантов в шведское общество, в том числе и по причине значительного увеличения за последние 5 лет количества прибывающих в страну мигрантов (Löfvens vändning: Kopplar ihop stor migration med brottsutvecklingen).

Сложности интеграции вновь прибывших в последнее время — постоянная тема общественно-политического дискурса, предмет рассуждений представителей властей. (Можно вспомнить некоторые интервью премьер-министра Стефана  Лёвена, касающиеся проблем интеграции беженцев в принимающее общество, в ноябре 2019 года  и в начале сентября 2020 года). Многочисленные общественно-политические обсуждения проблем миграции и беженцев демонстрируют определенные опасности возможной радикализации такого рода дебатов. Сейчас противники увеличения миграционного потока в Швеции выступают в достаточно мягкой форме призывов и обсуждений. Так, к примеру, председатель упоминавшейся партии «шведские демократы» Джимми Окессон (Jimmie Åkesson) в самом начале пандемии, в марте текущего года, поехал  в Грецию, на границу Евросоюза с Турцией, где в то время скопилось большое число беженцев,  с призывами не ехать в Швецию. Он раздавал людям листовки, пытаясь убедить беженцев в том, что Швеция больше не имеет достаточных возможностей для приема растущего числа мигрантов. Такие действия лидера партии шведских демократов вызвали критику со стороны представителей других парламентских партий.( Åkesson vid gränsen)  Заслуживают внимания и сообщения в прессе о том, что в декабре 2020 года по инициативе премьер-министра Швеции С.Лёвена должна состояться встреча лидеров парламентских фракций риксдага по обсуждению европейского миграционного кризиса и его последствий для Швеции. Предполагается, что на встрече будут обсуждаться озвученные ранее на заседаниях в Брюсселе  предложения об увеличении числа (квоты) принимаемых иммигрантов  на территории Евросоюза до 100 000 человек и равномерном распределении их приема по странам Евросоюза. Дж.Окессон, лидер шведских демократов, выступает против количественного увеличения приема мигрантов, предлагая оказывать помощь пострадавшим и беженцам непосредственно  в регионах, расположенных по соседству с теми, где непосредственно идут военные действия (Scandinews).

Безусловно, нельзя говорить  о том, что проблемы, о которых было сказано выше, типичны для всех вновь прибывших мигрантов. Конечно, далеко не все и не всегда молодые беженцы попадают в сложные жизненные ситуации. Однако одной из предпосылок, замедляющих успешную интеграцию, может быть и то, что зачастую мигранты поселяются в тех же районах, где живут их земляки и знакомые или родственники. В таком случае  молодые люди практически попадают в привычную для них обстановку — своего рода этнические анклавы, в которых могут продолжать жить по законам и нормам своей родины, а не в соответствии с законами принимающей страны.  В этих районах говорят на их родном языке и часто не говорят по-шведски, едят привычную им еду, живут по нормам и традициям их родины, мало соприкасаясь со шведской жизнью вне этого района. У вновь прибывших в страну и поселившихся в таких анклавах в разных городах Швеции, в общем, даже и не возникает необходимости, стимула,  мотивов для  изучения шведского языка, получения профессиональных навыков и работы, знакомства с культурой и жизнью Швеции (Сорокина 2020).

Различные  государственные, а также волонтерские, общественные и церковные организации страны принимают участие в работе по организации и обеспечению приема вновь прибывших мигрантов в страну.  Отметим, что в этой работе принимают участие самые разные организации  муниципального, регионального или государственного уровня. На муниципальном уровне такая конкретная работа проводится в районах, городах и поселках (которые называются  коммуны (kommun) и в стране их насчитывается 290). Региональный уровень — это территории или лены,  число которых составляет 21 (в соответствии с административно-территориальным делением лен состоит из муниципалитетов или коммун). Конкретная практическая работа с людьми осуществляется именно на этих уровнях. Государственный же уровень (министерства, департаменты, различные советы и прочее) предполагает разработку самых общих принципов, программ, основных направлений деятельности  и утверждение самой общей концепции и необходимых юридических норм по отношению к мигрантам.

 Сейчас население Швеции составляет около 10.2 миллионов человек, из которых около двух с половиной миллионов человек (или почти четвертая часть населения) это те, кто или родился вне Швеции или имеет хотя бы одного из родителей иностранца (Välfärdedens förutsättningar). Уже считается признанным фактом то, что прежде гомогенная в этническом плане Швеция стала мультиэтничной страной (Sverige i siffror). Еще за несколько лет до последнего миграционного кризиса Шведский национальный совет по предотвращению преступности (Brottsförebyggande rådet) представил доклад, в котором было отмечено, что преступность среди мигрантов фиксировалась в четыре раза чаще, чем среди коренного населения страны. По мнению экспертов такие данные объяснялись в том числе и за счёт более низкого социально-экономического статуса этой группы населения. Отмечалось также, что сами иммигранты, их дети также могут иметь более высокий риск стать жертвами преступлений (Migrationsinfo).

В Швеции принимают и успешно обустраивают многочисленных мигрантов, и это широко известно. Сами беженцы также нередко стремятся попасть в страну в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Однако проблемы столкновения культур время от времени все же обостряются. Шведское общество на протяжении многих веков было однородным, гомогенным. В течение  нескольких последних десятилетий и в связи с тем, что прирост населения во многом происходит в основном именно за счет «новых шведов» (в стране в целом смертность превышает рождаемость, если говорить о самих шведах), рамки этого традиционного шведского общества начинают размываться.  И, как свидетельствует исторический опыт,  в таких случаях на арену начинают выходить националистические партии, провозглашающие идеи сохранения «своего»,  национального. Партия, призывающая не только к поддержанию и сохранению шведских традиций, но и к ограничению числа принимаемых в стране беженцев и мигрантов, есть и в Швеции. Эта партия, сравнительно недавно появившаяся в политической палитре страны, называется «Шведские демократы». Популярность партии растет, что демонстрируют результаты выборов на протяжении ряда лет. Впервые шведские демократы прошли на выборах в риксдаг в 2010 году, тогда они преодолели электоральный барьер. На выборах 2018 года эта партия уже стала по численности третьей парламентской партией (около четверти избирателей ее поддержали). Шведские демократы имеют сейчас 62 мандата из 349 (Волков 2018).

Безусловно, отмеченные тенденции политической жизни демонстрируют некоторое усиление националистических настроений в обществе. В последние годы активизация такие процессов происходит и в других странах Европы. Учитывая традиции общественно-политической жизни страны, в Швеции, как правило, не случается открытых конфликтов и противостояний разных политических сил. Поэтому для страны традиционны многочисленные и разнообразные дискуссии и обсуждения актуальных проблем общества, экономики, политики и как результат — выработка компромиссных подходов и решений проблем и задач. Такие дискуссии и обсуждения происходят достаточно сдержанно и с участием разных заинтересованных сторон. Анализ и выработка практических решений разного рода происходит, в том числе, и в области миграционных вопросов и задач.

На протяжении ряда последних лет практика шведских властей в вопросах миграционной политики претерпевает изменения, учитываются ошибки и делаются поправки. Так, прежде вновь прибывающие мигранты могли и сами выбирать место будущего проживания (район, город, регион). Существуют крупные многочисленные мигрантские анклавы в первую очередь в Стокгольме, Мальмё, Гётеборге. На протяжении последних лет вновь прибывший мигрант уже не имеет возможности (как это было возможно прежде) самостоятельно по своему желанию и предпочтениям выбирать место или город, где он хочет поселиться. В настоящее время конкретным расселением вновь прибывших занимается Миграционная служба (Migrationsverket) совместно с муниципальными органами. 

Проблема социализации мигрантов, получивших документы и разрешение на проживание в Швеции, является важной и актуальной как для властей различного уровня, так и для самих иммигрантов. Конечно, очень важно понимать, каким путем и как быстро идет этот процесс. Помимо уже отмеченных участников работы с иммигрантами (социальные службы, различные административные органы и органы правопорядка) есть еще одна действенная сила – это шведская лютеранская церковь. В наши дни шведская церковь своей прямой и непосредственной задачей считает разнообразную работу со всеми мигрантами, в том числе по оказанию приюта в ряде необходимых случаев, и иную помощь и содействие иммигрантам. Особо подчеркнем, что все это осуществляется независимо от вероисповедания и религиозной принадлежности мигрантов. Шведская церковь, предоставляла при необходимости разнообразную помощь и поддержку не только своим прихожанам, но и мигрантам, среди которых бывало немало  мусульман (Чернышева 2007, 2011).

На  протяжении текущего года (2020 г.) весь мир переживает пандемию коронавируса. Мы хотим отметить, что особенности шведского мировосприятия находят свое проявление и в этой конкретной ситуации. Шведские граждане, по мнению многих исследователей, с большим доверием относятся к государственной власти и административным распоряжениям правительства, муниципалитетов или ленов. В такой ситуации власти действуют не так как это происходит во многих других странах, где издаются различные запреты, существует практика наложения и взыскания штрафов и прочие рестриктивные меры. Необходимое, по мнению специалистов департамента здравоохранения, регулирование происходит путем издания властями разного рода рекомендаций. По этой причине, даже сейчас, в период пандемии коронавируса, шведские власти пошли не по пути введения прямых запретов (как в основном происходит во многих странах), а действовали путем опубликования рекомендаций гражданам ограничить передвижения старшего поколения, дальние поездки,  и прочее. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в стране все-таки действуют и определенные ограничения и запреты. Так, в настоящее время нельзя собираться группами более 8 человек, вновь закрыты для посещений дома престарелых, закрыты границы страны для свободного пересечения гражданами из иных стран, кроме Евросоюза и  т.д.. Но надо отметить, что такая довольно мягкая политика властей в период пандемии воспринимается далеко неоднозначно позитивно как в самом шведском обществе, так и в мировом сообществе. Именно дисциплинированность шведов в исполнении законов, предписаний и их доверие к власти в совокупности с исследовательскими заключениями специалистов-медиков позволили выбрать в Швеции такую тактику преодоления пандемии. Время покажет, удалось ли шведским властям, избравшим свой особый путь, найти оптимальный путь преодоления эпидемии.

 В случае того, если мигрант исполняет предписания по расселению, то ему полагается оплачиваемое социальное жилье, социальное пособие, иные льготы. В противном случае, если мигрант не исполняет такого рода предписания и выбирает место проживания по своему желанию и выбору, то он сам должен оплачивать жилье и коммунальные расходы, расходы на отопление, питание (Страны Европы).

Однако в контексте пандемии коронавируса Covid-19  можно отметить важные особенности распространения «короны» (так называют коронавирус в Швеции) и в среде мигрантов. По мнению ряда шведских исследователей, в некоторых мигрантских общинах страны степень заражения коронавирусом была значительно выше, чем в целом по стране и городам. В первую очередь это касается Стокгольма и, в частности, сомалийской общины. Ситуация имеет свои объяснения: люди там проживают довольно тесно и скученно – совместно могут проживать несколько поколений одной семьи.  Кроме того, в традиционных культурах Востока существуют нормы обязательного посещения заболевших родственников, несмотря ни на их болезнь, ни на возможность распространения инфекции. Отсюда и быстрое распространение заболеваний. В городах, где проживает большое количество мигрантов (в первую очередь, как уже отмечалось, это Стокгольм, Гётеборг, Мальмё), весной была организована санитарно-просветительная работа: местные власти распространяли листовки практически на 15 языках с информацией о необходимости соблюдения мер личной гигиены (Коронавирус:шведская модель).

Швеция известна в мире своим искренним стремлением и активной практической работой по приему мигрантов  и беженцев из разных стран и регионов мира. Успехи миграционной политики страны известны и очевидны, накоплен большой позитивный опыт. Мы постарались сфокусировать внимание  на сложных, возможно не до конца решенных, проблемах миграционной политики. Как наглядно демонстрирует последний по времени крупный европейский миграционный кризис, совершенно недостаточно принять, обустроить, разместить вновь прибывших мигрантов, хотя и это задача непростая. Затем на первый план выходят важные и сложные  задачи интеграции так называемых «новых шведов» в шведское общество, в экономическую и повседневную жизнь страны. Процесс интеграции чрезвычайно непростой и многогранный.

Трудности адаптации в новом для себя обществе порой могут вызывать у мигрантов ощущение некой несправедливости. Существуют довольно серьезные и до конца нерешенные вопросы, такие как, к примеру,  проблемы второго поколения (когда потомки приехавших еще не совсем шведы, но уже и не совсем свои для бывших соотечественников). Также молодежь мигрантского происхождения может весьма остро ощущать свой социальный статус и сложности вхождения в шведское общество. (Плевако, Чернышева 2011)

Возможное вовлечение  довольно значительных трудовых ресурсов в лице мигрантов на рынок труда страны создает перспективны для стран-реципиентов, в том числе и для Швеции. Существенными являются также и вопросы демографии. Поэтому отказываться от приема мигрантов, страна, похоже, не намерена. По целому ряду причин деятельность по приему и обустройству мигрантов является важной и актуальной темой для шведских властей.  Впрочем, схожие проблемы существуют у многих европейских стран, принимающих  мигрантов. Напомним, что в странах Евросоюза до сих пор не выработано единообразной и согласованной политики стран-членов по приему беженцев. Власти Швеции и сами простые шведы, жители страны, с большим воодушевлением и энтузиазмом всегда воспринимали возможность оказать самую разнообразную и искреннюю помощь вынужденным мигрантам и беженцам, приехавшим в Швецию. Этим людям сразу же предоставлялось жилье, питание, материальная и социальная помощь, проводилась работа по оказанию содействия в их скорейшей  социализации в новом для них шведском обществе. Очевидно, что Швеция проводит колоссальную работу с вновь прибывающими мигрантами и беженцами. И тем не менее, на этом пути предстоит решить еще много задач, в том числе в вопросах интеграции, активному участию вновь прибывших на рынке труда и в целом – более полному их вовлечению в жизнь страны. Миграционный кризис последних лет ставит перед всеми европейскими странами и Швецией, в частности, важные и серьезные вопросы, которые требуют своего скорейшего разрешения.

Библиография

Волков А.М. К итогам парламентских выборов в Швеции 2018. https://www.imemo.ru/news/events/text/k-itogam-parlamentskih-viborov-v-shvetsii-2018-g

Плевако Н.С. Шведская модель: прошлое и настоящее.//Институт Европы РАН. Аналитическая записка 11, 2015 (11). С.3.

Плевако Н.С., Чернышева О.В. Можно ли стать шведом? М., URSS.2011.

Сорокина Е.А. Опыт соцокультурной адаптации «новых граждан» Швеции//Материалы международной научной конференции 2-4 апреля 2020. Отв.ред.В.А.Веременко.СПб, 2020.

Välfärdedens förutsättningar. Arbetsmarknad, demogragi och segregation. Stockholm.2000.SOU 2000: 37.

Чернышева О.В.Новая роль церкви в мультикультурной Швеции//Новая и новейшая история .2007.№5.


Источники

Каждый евро на счету. https://www.dw.com/ru/каждый-евро-на-счету-сколько-платят-соискателям-убежища-в-странах-ес/a-44312374  

Коронавирус:шведская модель борьбы с эпидемией. Социально-экономический портал Exrus.eu. https://ru.exrus.eu/Koronavirus-shvedskaya-model-borby-s-epidemiyey-id5e8716770bf04049f009ea08. (4.04.2020)

 Страны Европы. http://www.infinland.net/bezhenec/strany-evropy/posobiya-i-usloviya-dlya-bezhencev-v-stranax-evropy-sravnenie

 Gränspolisen: Allt fler företag utnyttjar olaglig arbetskraft.https://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=78&artikel=7133555.  17.09.2019
Нitta-statistik//https://www.scb.se/hitta-statistik/sverige-i-siffror/manniskorna-i-sverige/asylsokande-i-sverige// август 2020 г.  
Jag vet folk som fatt 24timmar på sig att flytta. https://www.svd.se/jag-vet-folk-som-fatt-24-timmar-pa-sig-att-flytta  27.08.20.


Tyskarna undrar varför det sprangs bomber i Bullerbyn https://www.dn.se/nyheter/varlden/lina-lund-tyskarna-undrar-varfor-det-sprangs-bomber-i-bullerbyn.  16.11.2019.

Löfven: vi har för många misslyckanden om Sverige. https://www.svd.se/lofven-vi-har-for-manga-misslyckanden/om/sverige.19.11.2019.

Löfvens vändning: Kopplar ihop stor migration med brottsutvecklingen. https://www.svt.se/nyheter/inrikes/lofven-ser-sociala-spanningar. 11.09.2020. Интервью премьер –министра Ст.Левена от 9.09.20.

Migrarionsinfo. http://www.migrationsinfo.se/valfard/kriminalitet

Рlotsligt dok illegala vagsparrar upp i deras kvarter.  https://www.dn.se/sverige/plotsligt-dok-illegala-vagsparrar-upp-i-deras-kvarter. 7.09.2020.

Polischef skrev att utländska tjuvar ”inte hör hemma i Sverige” – anklagas för rasism. https://nyheteridag.se/polischef-skrev-att-utlandska-tjuvar-inte-hor-hemma-i-sverige-anklagas-for-rasism. 21.11.2020.

Scandinews. https://scandinews.fi/society/1103-shvedskix-demokratov-isklyuchili-iz-obsuzhdeniya-problemyi-bezhenczev. 28.11.20.

De som ville provocera fick som de ville. https://www.svt.se/nyheter/lokalt/skane/de-som-ville-provocera-fick-som-de-ville. 29.08.2020.

 Stefan Löven 19.11.19. https://www.facebook.com/stefanlofven/posts/3515041485203387. 19.11.2019.

Sverige ar en oas for kriminella klaner. https://www.svd.se/sverige-ar-en-oas-for-kriminella-klaner.  07.09.2020.

Sverige i siffror. https://www.scb.se/hitta-statistik/sverige-i-siffror/manniskorna-i-sverige/sveriges-befolkning  

Sweden police created  special task force to combat gang.https://ru.euronews.com/2019/11/11/sweden-police-created-special-task-force-to-combat-gang-violence?utm_term=Autofeed&utm_medium=Social&utm_source=Facebook&fbclid=IwAR0dA7rgooXRp73jwryTFFpK1pm4n8yGhbENnt6QMDRpAq4n7bzPlT-6j80#Echobox=1573501455. 11.11.2019.

Åkesson vid gränsen: Kom inte till Sverige. https://www.expressen.se/nyheter/jimmie-akesson-delar-ut-flygblad-kom-inte-till-oss/. 4.03.2020.




22 комментарии на “Е.А.Сорокина Миграционный кризис и его последствия в Швеции: некоторые реалии.”

Обсуждение закрыто.