Разговор о детстве.
«Векторы воспитания личности ребенка»
Интервью М.К.Любарт со С.В. Лайне.
*Светлана Васильевна Лайне — доктор исторических наук, кандидат филологических наук, член-коррепондент Академии информатизации профессор, член Союза журналистов России. Педагогический стаж — 45 лет.
***
Маргарита Любарт: Уважаемая Светлана Васильевна, у Вас огромный опыт работы на ниве педагогической науки, икак ученого, специалиста в сфере педагогики, и как наставника педагогов, и как собственно педагога.
Вопросы моего интервью посвящены теме воспитания детей, основных принципов, которые являются на сегодняшний день значимыми и актуальными. В чем Вам видится разность подходов к пониманию детства с точки зрения науки и с точки зрения обывательской?
Светлана Лайне: С точки зрения обывательского и очень распространенного подхода к ребенку, можно сформулировать позицию многих родителей так: ребенок — это «моя собственность», «что хочу, то и ворочу» , хочу нагружаю его, чем считаю нужным, хочу и требую от него, что считаю нужным… И это глубочайшая ошибка в воспитании ребенка. Такой взгляд толкает к разным крайностям — от чрезмерной опеки до менторского, диктаторского отношения к ребенку, доходящего до тирании, и даже до избиения (рукоприкладства).
Считая ребенка некой собственностью, родитель не задумывается, что ребенок с рождения не только член семьи, но и член общества. Кроме своей родной/родительской семьи, ребенок — член огромной семьи, которая называется народом. И между тем, чтобы быть частью семьи и являться частью бОльшей социальной общности, есть различия, но все же в этом гораздо больше общего.
Если мы обратимся к этимологии слова «воспитание», то в его основе лежит понятие питание, оно может быть духовным, физическим. «Питание» ребенка может пониматься и как закармливание вкусным, сладостями, а может — внушать интерес к жизни, прививать стремление к деланию добра, внушать веру в человека, в добро, в Бога. Внушать оптимизм. Это и есть подлинное вос-питание.
Воспитание — есть передача системы ценностей, научение способам реализации самого себя. Если мы обратимся к определению Ф.Энгельса, Г.В.Ф.Гегеля, Мустая Карима, и мн. других, мы найдем различные определения жизни, от существования белковых тел (Энгельс) до способов реализации себя в жизни (Гегель).
При всем многообразии философских определений целей и задач воспитания, ясно одно: воспитание происходит в процессе всей жизни, но особенно благодатное для этого время — детство, в меньшей степени — отрочество, когда уже многое заложено.
М.Л.: Что является самым главным в период воспитания с точки зрения науки и повседневной практики?
С.Л.: Нынешний год — 2023 — год 200-летнего юбилея со дня рождения К.Д.Ушинского — педагога и наставника, личность которого сопоставима с фигурами Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци и В.А.Сухомлинского. Согласно К. Ушинскому — главное в воспитании маленького человека это не загрузка его ума всякими знаниями. Главное — это воспитание нравственности, стремление к добру, полезной деятельности на благо общества, в помощи тем, кто в ней нуждается, в милосердии. Важно привить ребенку неравнодушие ко всему на свете — сорванному цветку, плачущему ребенку…
Сорная трава растет быстро, а цветы требуют больших затрат. Если смотреть на ребенка как на цветок, то он, конечно, требует немалых усилий по своему «взращиванию».
И, конечно, любовь — важнейшее условие, нужное для воспитания. Период детства — один из самых лучезарных, но и сложных периодов жизни человека. И родители — его ведущие по этому пути.
Главное в воспитании ребенка — это воспитание прежде всего любви к семье, своим ближним, к окружающему его микромиру, а через это — и любовь к своей малой родине, следовательно и воспитание любви к своему Отечеству, то, что мы называем патриотизмом. Рождение, родительство, род, народ, Родина — не случайно эти слова одного корня. И дело тут не только в грамматике, но и в нравственных смыслах.
Человек, который любит, не может сделать плохое, гнусное по отношению к предмету своей любви (семье, природе, человеку, Родине). Воспитание любви — это воспитание деятельного добра.
Ребенок мал только по возрасту, а чувства его могут быть огромными. Бури, смятения в его душе, — обида, гордость, радость, страдание, — не чуть не меньше по масштабу и своей глубине, чем у взрослых. Многочисленные доказательства тому мы находим и в жизни, и в художественной литературе.
М.Л.: Что является, на Ваш взгляд, самым сложным в воспитании детей?
С.Л.: Самым сложным является воспитание личности ребенка, светлой личности. Когда ребенок рождается, он ближе к биологическому существу, и нуждается в абсолютной заботе. Новорожденный — не личность, а чтобы он ею стал, воспитателю нужно приложить много усилий, чтобы взрастить в нем добро, ответственность перед обществом и перед собой.
То, что заложено в детстве, человек несет с собой всю жизнь. Поэтому детство — один из самых ответственных периодов жизни человека. Каким человек станет в зрелые годы во многом зависит от того, каким было его детство, каким он был в детстве. От Чичикова, который в детстве продавал втридорога своим одноклассникам пирожки, трудно ожидать, чтобы став взрослым, он был бы честным и добродетельным.
Воспитывать ребенка желательно «глаза в глаза», т.е. на личном примере родителей, когда он видит живой пример в воспитателе. Тогда он поймет, что душа обязана трудиться.
М.Л.: Что, на Ваш взгляд, родители и другие участники воспитания чаще всего упускают в воспитании детей?
С.Л.: Мне думается, что важная ошибка родителей, это несвоевременность разъяснения, что такое хорошо, и что такое плохо. Либо несвоевременность, либо уже просто порицание, когда ребенок уже сделал какой-то плохой поступок. Не зашнуровал себе ботинки, влез в лужу и не вымыл потом свою обувку, и т.д. …
Момент для разъяснения бывает подходящим, а бывает упущенным. Мне кажется, почти бесполезно внушать 16-летнему юношу или девушке, что такое хорошо, и что такое плохо на базовом уровне. У них уже, по всей вероятности, сформировалось свое видение. И на это видение оказали влияние не только родители, но и улица, школа… И их деятельность, и бездеятельность. Поэтому в педагогике существует проблема своевременности. Важно, что ребенок сам, я подчеркиваю — сам жаждет понять, как ему нужно поступать, как ему жить в этом мире, который только-только открывается перед ним, в этом загадочном, малопонятном и, несомненно, сложном мире.
Вспомним поэму В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Вот обратите внимание, что там не отец подходит к крошке сыну и объясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а «кроха сын к отцу пришел». Сам пришел.
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Божественная природа ребенка организована так, что он самолично стремится к добру, к познанию мира. Взрослые лишь обязаны помочь ему в этом. До 5 лет дети — это сущие ангелы, а потом жизнь влияет в ту или другую сторону на них.
И эти дети — почемучки, которые задают много вопросов, и в том числе главный вопрос — «что такое хорошо, и что такое плохо». А ответ на этот вопрос означает ответ на более сложный и многогранный вопрос: «Как мне, малышу, ребенку, жить в этом мире?». Помните, как в этой поэме, которую все хорошо знают:
Если сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
***
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
А как поступает большинство родителей? «Ой, ты опять влез в лужу, ты опять не вымыл руки…. Они не разъясняют, что это вредно очень «для ребячьей кожицы»
Не объясняют почему вредно, что в грязи живут и могут к нему перенестись другие, очень вредные существа — бактерии, проводники болезней.
Не объясняют, почему важна храбрость, честность, и т.д.
У детей есть потребности, на которые не всегда своевременно отвечают родители и педагоги, в данном случае педагоги дошкольного воспитания. А иногда не просто не отвечают, а отмахиваются.
«Ну, сколько раз говорить….Ну почему, почему, почему… Потому что. На, вот тебе в руки маленький компьютер, играй». Дети сейчас, едва ли не с пеленок умеют виртуозно нажимать кнопки и делать всякие манипуляции с гаджетами.
Таким образом родители высвобождают время для себя, но упускают драгоценнейшее время для плодотворного воспитания своего ребенка. Во-первых, он, может быть и не все понимает, но видит черствость со стороны родителей. Может быть это усталость, может быть это чрезмерная занятость родителей, но факт остается фактом: на многочисленные «почему?» родитель не хочет, не может отвечать. Он отмахивается от ребенка. Так возникает едва заметная полоса отчуждения, которая впоследствии может становиться все более широкой и потому опасной.
Второе. Вот ребенок идет в школу. По-моему, мы совершили огромную ошибку, провозгласив, что школьное обучение — это услуга, только вдумайтесь в это…
М.Л.: да, это названо «образовательной услугой».
С.Л.: Вот есть услуги по починке одежды, существует химчистка, — это гигиеническая услуга, а есть — «образовательная услуга». Это, по-моему, в корне противоречит тому, что Учитель — это призвание. Учитель, этот тот, о ком Н.А.Некрасов так проникновенно сказал: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
А, если тебе оказывают услугу, т. е. ты оплачиваешь эту услугу, то зачем же становиться на колени? Вроде бы и ни к чему, правда? С другой стороны, воспитание, которое числится в рабочих графиках, в планах скоротекущих или длительных, — на него и учитель часто смотрит как на нечто второстепенное.
И ребенок во многом потерял ориентиры. Сейчас в нашей школе не оставляют на второй год, даже если ты бездельник. Ну, иногда могут исключить. А в лучшем случае натянут тройку. Это же услуга? Ведь для учителя плохо, если ты будешь двоешник. Не только для ребенка, но и для учителя. Его лишат премии, рейтинг будет маленький, ну и т.д.
М.Л.: а каково ребенку быть двоешником? Ведь это для него очень травматично.
С.Л.: Безусловно травматично, но еще более опасно, если ребенка гнобят, если ребенок — белая ворона в классе, если ребенка могут обозвать, если с ним не хочет дружить девочка, которая ему нравится, или одноклассник не хочет идти с ним вместе домой, хотя ему по пути из школы к дому… Ребенок становится изгоем в классе, и это оставляет в его душе такие раны, которые саднят долгие годы. Мы, к сожалению, мало об этом пишем. Но есть, например, великолепный фильм «Чучело». Вы, наверное, помните его?
М.Л.: Да, есть такой фильм.
С.Л.: … фильм, который поднимает отчасти эту проблему.
М.Л.: И ведь это очень распространенная проблема.
С.Л.: Это чрезвычайно больная, чрезвычайно распространенная и абсолютно недостаточно обсуждаемая и нерешаемая проблема. А ведь это проблема кого? Это проблема родителей, учителя, и самого ребенка. Но я знаю, как дети тяжело переживают, а их эмоциональный мир очень чуток, и очень богат, кстати. Какое это тяжелое горе, когда тебя не любят. Человек нуждается в любви и в дружелюбии. И этого дружелюбия он не может найти среди своих ровесников. А учитель относится к нему как к одному из тридцати, которым он оказывает услугу, «обслуживает» образовательно. А как должен поступить учитель?
Давайте представим себе, как бы поступил А.С.Макаренко? У него были дети потруднее, чем благополучные современные детишки. Относительно благополучные. Среди его воспитуемых были воровки, юные сутенеры, юные проститутки, юные тунеядцы, дети улицы, дети дна. А как он их взращивал?
Мне удалось в процессе моей собственной педагогической работы познакомиться с одним воспитанником коммуны Макаренко, которому тогда уже было около 60 лет. С каким благоговением он вспоминал не только об Антоне Семеновиче Макаренко, но обо всех учителях-воспитателях, кто работал в этой коммуне. С какой признательностью он говорил о них!
Тогда дети этой коммуны делали лучшие в стране фотоаппараты (фэд). Что дала коммуна своему рядовому воспитаннику? Она дала ему профессию, подарила чувство рабочей гордости — т. е. сознания — я умею, и не просто умею, а умею сделать хорошо, и умею делать нечто сложное, нечто полезное для людей.
Чем у нас сейчас чем занимаются на уроках труда? Девочки шьют ночные сорочки или косыночки.
М.Л.: … еще готовят салаты.
С.Л.: Это тоже полезно. Но разве это сравнимо с тем энергетическим зарядом, который давал Макаренко своим воспитанникам на уроках труда? И потом, в наш век просвещенности, в век IT, в век программирования, и прочее, научить готовить салат может и родная бабушка, и мама. А вот что-то иное, более сложное и более полезное, желательно было бы получить из рук глубокого специалиста, и еще в школе.
Я знаю одну школу (гимназию) близ Каширы, когда-то мне довелось основательно познакомиться с директором этой школы — Людмилой Ивановной.
Я познакомилась с нею, когда искала могилу своего близкого родственника, героя Советского Союза, который тараном пошел на фашистского мессера и где-то в Подмосковье погиб в результате этого подвига. Из Подольского военного архива мне пришла бумага, что это произошло близ Каширы. И вот я обратилась к Людмиле Ивановне, которая пригласила: «Приезжайте. Мы шефствуем над могилами павших воинов, над братскими могилами». Можно красноречиво и многословно говорить о подвигах, о славе… А они просто шефствуют над могилами.
М.Л.: А они делают конкретное полезное дело…
С.Л.: … конкретное и чрезвычайно важное дело. А еще в этой гимназии есть свой автопарк. Людмила Ивановна раскрыла тайну появления автопарка: «Мы напряглись, что-то сэкономили, ребята в совхозе что-то заработали… Учителя вместе с ними работали тоже. Мы сложились и купили первый наш автомобиль, школьный. Ну, потом дело пошло. И у нас теперь три автомобиля. У нас учатся автоделу все, кто пожелают. И девочки, и мальчики. А мальчики учатся еще и ремонтировать автомобиль. Одно дело управлять автомобилем, где очень много автоматики, а другое дело — уметь его ремонтировать. Впоследствии к нам стали обращаться горожане и мыс стали ремонтировать на хозрасчетной основе».
Думаю, это и есть трудовое воспитание в действии. Жизнь доказала, что директор этой гимназии нашла верный ход.
Очень важно найти верный путь к сердцу ребенка. Мальчишки с увлечением работают под днищем автомобиля, что-то там изучают, ремонтируют, но не сами по себе, а с ними опытными инструкторами, учителями по предмету труд.
Для них это был самый любимый предмет. Слово «вместе» — замечательное слово, жаль, что смысл его и значение сейчас нередко игнорируется.
МЛ.: Следующий вопрос, раз мы про Макаренко заговорили…
С.Л.: Да, про Макаренко я хочу сказать вот что. Сейчас есть Международный макаренковский форум, существует Международная Макаренковская ассоциация, проходят «Макаренковские чтения», но до недавнего времени это имя было почти предано забвению. А ведь это был величайший педагог, — автор и «Педагогической поэмы», «Флаги на башнях» и «Книги для родителей».
Если бы я была учителем или классным руководителем, я бы на первом же родительском собрании (сейчас, правда упразднены родительские собрания, — неведомо почему) посоветовала сделать настольной «Книгу для родителей». Она мудра и актуальна. В Германии в 1970-1980-ее гг. издавались «Makarenko hefte» («Тетради Макаренко»). Мне встречались аспиранты из Германии, которые занимались изучением педагогического наследия Макаренко. Наследие и методы Макаренко ценились не только у нас.
МЛ.: Однако, воспитательная линия Макаренко, судьба которого была не очень простая, не была продолжена, была принята другая концепция воспитания.
С.Л.: Полагаю, что это не совсем так. Были же еще В.Н. Сороко-Росинский — замечательный педагог, были педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, Е.Н.Ильин. Это все в той или иной мере — развитие линии А.С.Макаренко на воспитание личности, пестование этой личности. Другое дело, что существовала и казенная формалистическая линия в педагогике. Она, конечно, более удобна чинушам от образования, чем творчество.
Кстати сказать, у нас нет даже музея А.С.Макаренко. Его вещи: пишущая машинка, тетради, — все это находится в одном из классов в гимназии на юго-западе. Я там была вместе с тем воспитанником Макаренко, о котором говорила выше. Но ведь А.С.Макаренко — это личность такого масштаба в педагогике, что можно было бы создать и его музей, проводить там круглые столы, где молодые педагоги могли бы не только по учебникам изучать его наследие, но и видеть более предметно результаты его деятельности.
МЛ.: Существует ли, на Ваш взгляд, понятие «успешное воспитание», и если да, то что может под этим подразумеваться?
С.Л.: Что такое понятие? Понятие — это форма мысли. Что такое успешное воспитание? Сейчас в моде выражения «успешный человек», «успешная карьера»… Во времена СССР слово «карьерист» было негативным. Сейчас говорят не «карьерист», а так: «о, какую успешную карьеру сделал этот парень или эта девушка».
Что считал тот же А.С.Макаренко успехом в деле воспитания? Размышляя о старости, — а любой человек когда-нибудь станет старым , — он говорил, что хорошо воспитанные дети — это хорошая старость, невоспитанные дети — это плохая, одинокая старость. Т.е. он мерил успешность в деле воспитания не какими-то финансовыми или другими, прагматическими критериями, — а нравственными. И об этом он пишет в своей замечательной книге для родителей. По-моему, это очень важно.
С точки зрения глубинного смысла мне кажется «успешное воспитание» — это верное воспитание, я даже не хочу говорить «правильное», потому что путей к воспитанию души много. Это отчего зависит? Это зависит от индивидуальности самого ребенка, от индивидуальности воспитателя, самого родителя, от условий жизни ребенка, от исторического времени, в которое он живет. Вообще, от условий внешнего бытия, условий существования этого человека.
М.Л.: Еще, мне кажется, это зависит от общества в целом. Не только от малой среды, которая его окружает, но и от общества в целом,
С.Л.: Это несомненно. Каждый человек, даже самый маленький, в конце концов, — это член общества, — будущий, настоящий член общества. Что такое общество ? Это и есть сообщность людей, которая населяет данную территорию, данную страну, объединенное общей историей и культурой.
М.Л.: Что, по-вашему, в воспитании приводит к наилучшим результатам и что к худшим результатам, что является наиболее опасным в воспитании ребенка?
СЛ.: По-моему, наиболее значимой является внешняя среда, общественные условия.
Но, понимаете, в воспитании много загадок. И странно было бы думать, что в воспитании все всем понятно. Если бы это было так, то колонии для подростков, совершивших преступления, были бы пустыми, и койки в домах ребенка тоже пустовали бы.
Ну, и конечно, есть проблема наследственности, генетика. Хотя далеко не все определяется ей. Вот пример. Однажды я читала лекцию и вдруг мне встревоженно говорят: «Знаете, здесь в Отрадном, недалеко в школе, мальчик, 11- классник, убил учителя географии, ранил двух полицейских и заставил всех ребят спрятаться под партами». Кто же был этот мальчик? Результатов расследования мы не узнали. Но этот мальчик был из благополучной семьи. У него мама, папа и дедушка, который занимал высокий служебный пост.
То есть благополучная семья, достаток в доме еще не гарантируют успешного воспитания. Гораздо важнее те самые нравственные факторы, о которых мы говорили ранее.
М.Л.: Светлана Васильевна, спасибо Вам за интервью.