Автор о своей книге: В.М. Шепель. «Инновационные отрасли гуманитарных знаний» ( М. , ИТРК. 2024. 440 с.)
Не так давно в свет вышла книга известного философа, имиджиолога, автора ряда монографий и инновационных разработок в области гуманитарных наук, которые сам автор — ученый с большим исследовательским стажем, — В. М. Шепель, называет управленческой антропологией. Интерес к различным направлениям антропологии и появление внутри нее новых направлений сегодня не случайны: мы наблюдаем рост интереса к разным аспектам физической и духовной жизни человека. Горизонты антропологического знания расширяются. Мы попросили Виктора Максимовича рассказать о замысле его книги «Инновационные отрасли гуманитарных знаний», о том, в чем он видит сегодня задачи антропологического знания. И предлагаем читателю ответы на эти вопросы.
***
Виктор Максимович Шепель — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат конкурса РАЕН «Во славу и пользу Отечества» за книгу «Управленческая антропология» (2000 г.) .
*
Человек — трудоемкий объект гуманитарных исследований, на него влияют разные факторы. В силу сложности обстоятельств, которые влияют на человека, велико значение исследований гуманитарных наук как наук о человеке. Сегодня возрастает не только теоретическое, но и прагматическое значение гуманитарных наук. Гуманитарные науки – реальная производительная сила, благодаря которой возможны эффективные преобразования в жизни людей.
Когда-то Председатель Верховного Совета СССР А.И Лукьянов, прочитав мою служебную записку «Каковы должны быть слагаемые имиджа спикера советского парламента», сказал : «О том, что вы пишите, я ничего не знал», после краткой паузы спросил: «как мне пройти «ликбез» по представленным вами проблемам в служебной записке»? Я ответил тогда, что опирался, в частности, на работы социальных психологов прошлого, в том числе зарубежных, на свои собственные разработки. Большая исследовательская работа позволила мне прийти к тем интересным выводам, которые и ему показались ценными. Как сказал А.И. Лукьянов: «если бы наши партийные руководители это своевременно почитали, то многих проблем в стране можно было бы избежать».
***
Итак, гуманитарные науки призваны предлагать практические рекомендации: «что и как делать». Научный прагматизм гуманитарных наук – реальная производительная сила, что уже доказано исследовательскими работами моих коллег по гуманитарным наукам, да и моими работами тоже. Прагматизм гуманитарных наук потребовал разработки методологии междисциплинарных гуманитарных исследований, что вполне коррелирует с правотой утверждения В.И. Вернадского: «Проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые отрасли знания».
Первоначальное мое обращение к методологии междисциплинарных гуманитарных исследований опубликовано в книге В. М. Шепель. «Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятием». М. 1970. Итоговые же результаты моих многолетних междисциплинарных исследований представлены в книге «Инновационные отрасли гуманитарных знаний» М. 2024, о которой я хочу здесь рассказать.
Ее первый раздел посвящен Актуальности междисциплинарных исследований в ХХ1 в. В нем представлены следующие гуманитарные проблемы, которые обретают возрастающую научную и практическую актуальность:
*роботизация — проблема «душевного дефицита» трудового социума.
*«искусственный интеллект» – проблема формирования «менталитетной лени» у людей (зачем соображать, когда есть кому соображать).
*«конституционное табу» на идеологию – проблема потери духовной ценности убеждений
* недооценка роли в воспитании общественных организаций учащихся.
В этом же разделе содержится блок предложений по работе аспирантуры и докторантуры: считаю, что нужно ввести в аспирантуре многих гуманитарных специальностей следующие учебныедисциплины: электронные методы обработки информации, технология научного эксперимента, маркетинг и аудит научно-исследовательской деятельности, имиджиология, спичрайтерство, основы научного редактирования. Эти учебные дисциплины необходимы для полноценной подготовки научного работника.
В аспирантуре и докторантуре важен также подбор научных наставников, обладающих качеством, говоря словами Н.М. Карамзина, «видеть великое в людях». Таким научным наставникам я бы предложил сократить аудиторную нагрузку и доплачивать не менее 20% за эту работу.
Хочу отметить также важность еще одной проблемы. В советской школе существовали общественные организации учащихся — октябрята, пионерия, комсомол, которые совместно с педагогами успешно занимались становлением гражданского самосознания молодежи. Отсутствие таких общественных организаций учащихся негативно отражается на их патриотическом воспитании, и тем отношениям, которые соответствуют девизу «один за всех – все за одного». А ведь молодое поколение – это будущие продолжатели жизнедеятельности нашего Отечества. И от того, насколько молодое поколение будет патриотично и заботливо относится к людям, природе и животным, зависит также такое важное качество как социальный оптимизм россиян, их уверенность в завтрашнем дне и лучшем будущем.
Второй раздел моей книги называется «Управленческая антропология». Здесь вводится в научный оборот и обосновывается важность такого феномена менеджмента как «человековедческая компетентность»руководителя. Представлена семантика понятия «человековедческая компетентность», включающая:
*личностно-гражданские и личностно-профессиональные качества руководителя
*правила «человековедческой логики», которая, вкупе с правилами «маркетинговой логики», является матрицей управленческого мышления.
Здесь жеобосновывается необходимость введения инновационных учебных дисциплин, составляющих человековедческую компетентность руководителя. Речь идет о
*реестре человековедческих технологий по работе с персоналом, в который входят:
технология индивидуальной работы с персоналом,
технология конструирования делового социума,
технология стимулирования профессионального честолюбия,
технология предупреждения конфликтов (по зарубежным исследованиям —
70% конфликтов создается руководителем,
технология повышения профессионального мастерства персонала,
технология корпоративного имиджа
технология ортобиотики — самосбережения здоровья персонала.
В разделе «Меритократия – весомый аргумент для признания управленческой антропологии» я утверждаю, что:
В России должны править патриотические личности
В России должны править талантливые личности
В России должны править личности, обладающие управленческим
мышлением
В России должны править личности, умеющие достойно работать с
людьми
В России должны править многогранно образованные личности
*
Управленческая антропология – это учение как общаться и обращаться руководителю с персоналом. Среди важных и довольно трудоемких для разработки проблем «управленческой антропологии» было доказательно обосновать необходимость для руководителя обладать знаниями междисциплинарных дисциплин, которые представлены автором, следовать правилам человековедческой логики, умело использовать человековедческие технологии. Отмечу, что предлагаемые мною технологии являются новациями, таких разработок нет в зарубежном и отечественном менеджменте.
*
В разделе «Ортобиотика», концептуальной основой которой является пожелание военного врача Н. И. Пирогова о необходимости создания «превентивной медицины», представлены темы:
*судьбоносные возрастные периоды жизнедеятельности людей, соответственно которым следует бдительно сберегать свое здоровье. Древние философы утверждали: «modus vivendi — modus operandi” («образ жизни — образ деятельности»). Образ жизни — основа здоровья людей.
*ортобиотическое толкование феномена «здоровье»: физическое – душевное – духовное.
*матричные здоровье сберегающие технологии: рекреация, релаксация, катарсис.
*эффективные меры самосбережения здоровья по каждой здоровье сберегающей технологии.
*математическая формула «Самосбережение здоровья», суточный норматив самосбережения здоровья – русский и японский временные нормативы.
*профессиональные болезни современного руководителя
В главе представлен материал, свидетельствующий о постоянной морально-психологической перегрузке руководителей, у которых не нормированный рабочий день, возникающие неизбежные проблемы в общении с персоналом + огромный груз персональной служебной ответственности.
Знакомясь с работами академика В.П. Сербского «Руководство к изучению душевных болезней» и «Краткая терапия душевных болезней», я утвердился в необходимости изучать такой вид профессионального заболевания руководителей как душевные болезни.
В «Ортобиотике» – учении о культуре самосбережения здоровья — я бы еще раз хотел подчеркнуть ортобиотическое толкование феномена «здоровье». И важность таких здоровье сберегающих технологии как рекреация – релаксация – катарсис.
*
В разделе «Имиджиология» речь идет о том, что в 1990 г., вопреки идеологическому неприятию в нашей стране феномена «имидж», все-таки получила концептуальное обоснование новая отрасль гуманитарного знания – имиджелогия. В этом разделе мною представлены:
*научно-инфрмационный тезаурс имиджелогии: 17 дисциплин.
* объект и предмет имиджелогии.
*персональная имиджелогия: предмет изучения — «личное обаяние»,
*семейная имиджелогия: предмет изучения – «благополучие семьи»,
*корпоративная имиджелогия: предмет изучения — «репутация корпорации».
В этой части книги говорится об опорных понятиях имиджелогии,таких как имидж, самопрезентация, обаяние, репутация; о функциях персонального имиджа ( ценностных и технологических); о том, что такое
*имиджевые результаты( эмоциональное притяжение, симпатия, восторг, почитание).
*правила коммуникативной этики: «не жечь мостов общения», «оставлять теплоту памяти».
О том, какие в этой связи появляются новые виды профессиональной деятельности:
консультант по имиджу, преподаватель имиджелогии, имиджелог – научный исследователь, имиджмейкер
В этом разделе речь идет также о:
*слагаемых эффективного речевого воздействия:
психолого-дидактические принципы
риторические эффекты.
*духовных истоках величия имиджа России:
«историческая память народа»,
«генетический патриотизм народа»,
«менталитетный оптимизм народа.
Имиджелогия – учение как нравиться людям и обретать достойную корпоративную репутацию.
*
В разделе «Семьялогия» представлены:
* слагаемые семейного здоровья.
* физическое — психическое — нравственное здоровье членов семьи.
* душевная связь родителей с детьми
* самочувствие детей – семейный мониторинг
* почитание бабушек и дедушек.
* природа и животные в жизни детей.
*диалектика семейного благополучия («удовлетворение либидо»; «утверждение родительского уклада»; «андрогинное умиротворение супругов») *
*взыровоопасные периоды состояния семьи ( *2-3 года — первый период; *10-12 лет — второй период; *20-22 года — третий период)
*супружеское счастье – андрогинное долголетия (возрастное долголетие супругов – крепость их душевной привязи)
*тайны феномена «женщина» (*аnima—animus женской привлекательности, *эротика -изюминка женского обаяния, *почему женщины живут на 10 лет дольше мужчин).
Семьялогия – учение о достижении и упрочении семейного благополучия.
Еще З. Фрейд (в работах «Psyhopatologie das Alltaslebens», «Kleine Beitrage zur Traumlehre») обратил внимание на такую проблему пожилого возраста как психическая надломленность. Увы, но это факт — многие глубоко пожилые люди испытывают такую патологию как психическая надломленность. Для решения этой проблемы я обосновал такой феномен, как «андрогинное долголетие супругов» и обосновал возможности его достижения.
*
В разделе «Менталитетология» представлены следующие положения:
*версии о природе менталитета: мозг и сердце человека – материальные производители интеллекта и души
*концептуальные основы менталитетологии (интеллект воспроизводит рациональные мысли, « душа воспроизводит иррациональные мысли»). Совместная деятельность интеллекта и души – реальные механизмы функционирования менталитета.
*виды менталитетного мышления: аналитическое, интуитивное, комбинированное
*эффективные тренинги менталитетата
*показатели профессионального мышления: базовые, конкретные, специфические
*«менталитетные конструкты» – практическая полезность
*«менталитетное пространство» и «менталитетная общность» социума,
негативные последствия недооценки представленных феноменов.
Менталитетология – учение о механизмах человеческого мыслетворения.
В разделе «Гуманитарное достоинство россиян» говорится о:
*уникальном человеческом капитале – русский народ
«беспрецедентном цивилизованном достижении» россиян
*****
Моим девизом как ученого является «риторический шлягер» Д.И. Писарева:
«Важное значение и достоинство науки состоит исключительно в той
пользе, которую она приносит людям»
В.М.Шепель